Что смотрят режиссеры. Любимые фильмы Ларса фон Триера Часть 1 Гениальный режиссер Ларс фон Триер составил список своих любимых фильмов с соответствующими комментариями. 1. «Ночной портье» (Лилиана Кавани, 1973) Меня потряс «Ночной портье» со всеми его символами и намёками. Пожалуй, я многое позаимствовал из него, когда снимал «Королевство». Несмотря ни на что, он очень своеобразный. Показательный суд над бывшим начальником концлагеря даёт понять, насколько глубоко укоренился нацизм. Дирк Богарт гениально сыграл свою роль. Лилиана Кавани плохо умеет работать с актёрами, но Богарту удалось создать характер вопреки ей. Этот фильм много для меня значит. Я тогда сильно увлекался Дэвидом Боуи, а он-то частенько расхаживал в нацистской форме. И я старался ему подражать. Я один раз пересекался с Лилианой Кавани. После выхода «Элемента преступления». В Париже собирались проводить какой-то большой общеевропейский киноконгресс, и я получил приглашение от Жака Ланга, тогдашнего министра культуры Франции, приехать в качестве представителя от датского кино. Я жил в гостинице неподалеку, и мой номер находился как раз над Лилианой Кавани. Однажды утром я сбегал на цветочный рынок, находившийся поблизости, и купил букет белых лилий на все свои датские командировочные, а потом постучал к ней и поблагодарил за «Ночного портье». Но она пришла в ярость. Она сказала, что это была коммерческая поделка, дрянной империалистический фильм, который она сделала просто из-за нехватки денег. Позднее она стала снимать настоящие левацкие фильмы на свой вкус. А «Ночного портье» она действительно считала полнейшим дерьмом. Букет она взяла, но без малейшего энтузиазма. 2. «Берлин, Александерплац» (Райнер Вернер Фассбиндер, 1980) Меня восхищали многие фильмы Фассбиндера, и я считаю, что «Берлин, Александерплац» — это шедевр. (книга Альфреда Дёблина «Берлин-Александерплац»: vk.com/wall-63899474_3461) 3, 4. «Совершенный человек», «Добро и зло» (Йорген Лет; 1967, 1975) «Совершенный человек» и «Добро и зло» — это те фильмы, к которым я все время возвращаюсь. Я смотрел их раз двадцать. Они были нетрадиционным, не ставили целью рассказать историю в привычном смысле. В то время меня очень интересовали рекламные образы, как у Йоргена Лета. Или на фотографиях из «Вога» и других подобных журналов. Своего рода натюрморты из людей. А фильмы Йоргена Лета были сделаны в той же эстетике. Но я не хотел бы определять их в узком смысле, ограничиваясь этой эстетикой, — фильмы Лета для меня значат нечто большее. Они передают настроение, опыт, впечатления не только чисто эстетического характера. Я был впечатлен, увидев фильмы, которые так отличались от датской кинопродукции того времени. То, что снимали в Дании в середине семидесятых, было, на мой взгляд, сплошной скучищей. 5. «Гертруда» (Карл Теодор Дрейер, 1964) В «Гертруде» совершенно гипнотическое настроение. Восхитительная картина, которую в Дании терпеть не могли. Один из моих самых любимых фильмов. 6. «Зеркало» (Андрей Тарковский, 1974) «Зеркало» Тарковского — вероятно, мой самый мощный эмоциональный опыт в кино. Я смотрел этот фильм раз двадцать и дошел до того, что не могу больше его пересматривать. Сильнейшее эмоциональное воздействие, которое я испытал от «Зеркала», сравнимо с неким откровением, то был почти что религиозный опыт. Я себе сразу же признался: «Вот на что я хочу употребить свою жизнь. Я хочу умереть за такой тип изображения, во имя такого опыта!». Это даже не было связано с фильмом в целом, а только с одним странным эпизодом: доктор что-то обсуждает с женщиной, они сидят на заборе, потом падают, и он говорит: «Как приятно упасть с интересной женщиной». Такая, по идее, обыденная сцена кажется фантастичной и будто пришедшей из иного мира. А про что этот фильм, что там за сюжет, я не знаю, я даже не уверен, что все понял. Но крохотные моменты откровения, как в этой сцене, меня потрясли. 7. «Ночь» (Микеланджело Антониони, 1961) Величественная вещь со своей неповторимой атмосферой. Чего стоит один туман над полем для игры в гольф. Поразительный, своеобразный и глубоко личный фильм. 8. «Сало, или 120 дней Содома» (Пьер Паоло Пазолини, 1975) Я одно время увлекался Пазолини и много времени потратил на его изучение. Мне очень нравилась его поздняя трилогия, в которую входят «Цветок тысячи и одной ночи» и «Кентерберийские рассказы». И «Теорема» — тоже отличный фильм. «Сало» тоже интересный. Он сильно рисковал с ним: это по-настоящему радикальный фильм. Здорово, что в кино были такие яркие личности, как Пазолини. Без них история кино была бы беднее. 9. «Головокружение» (Альфред Хичкок, 1958) Я люблю Хичкока. Его «Головокружение» — один из моих любимых фильмов, во многом из-за музыки Бернарда Херрманна. chaskor.ru 2 часть: vk.com/wall-52526415_13228